Всемирный день без табака 31 мая 2020 года

29.05.2020
Всемирный день без табака 31 мая 2020 года

Всемирный день без табака 31 мая 2020 года

 

 Тема Всемирного дня без табака 2020 года — защита подрастающих поколений с особым акцентом на «защиту молодых граждан от манипуляций со стороны табачной индустрии и профилактику употребления ими табака и никотина».

     Во всем мире табак курят 17% молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет. В Европейском регионе табак употребляют 11,5% девочек и 13,8% мальчиков в возрасте от 13 до 15 лет. Несмотря на то, что на протяжении последних лет данный показатель снижается благодаря чрезвычайным стараниям активистов и организаций, ведущих борьбу против табака, необходимо и дальше прикладывать максимум усилий для того, чтобы защитить эти уязвимые возрастные группы.

По данным республиканского социологического исследования, проведенного ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси», в настоящее время в Республике Беларусь курит 30% населения в возрасте от 16 лет и старше, из них: постоянно курит 20,8%, от случая к случаю — 9,2%. Доля респондентов, бросивших курить, составила 14,6%.

В отношении табакокурения за исследовательский период с 2001 года наблюдается тенденция снижения и стабилизации показателя распространенности курения среди населения. Так, с 2001 по 2006 годы наблюдалось снижение показателя распространенности курения с 41,6% до 32,3%, а с 2006 — его стабилизация на уровне 30% (±3%)

Согласно данным областного социологического исследования, проведенного специалистами УЗ «МОЦГЭиОЗ», в Могилевской области курит 29,2% взрослого населения: 41,1% мужчин и 17,8% женщин. Наибольшее число курильщиков, согласно данным исследования, сосредоточено в возрастной группе 41 — 50 лет (33,9%). Реже остальных курит молодежь в возрасте 20 — 30 лет (25,8%) и пожилые люди старше 70 лет (24,9%).

От курения чаще отказываются люди в возрасте до 30 лет. В тройку лидеров аргументов отказа от курения входят «знание и понимание того, что курение опасно для здоровья», «желание сэкономить деньги» и «недовольство близких».

Согласно полученным данным, значительная часть населения подвержена пассивному курению (более 90%). Наиболее часто людям приходится сталкиваться с пассивным курением в компании друзей и знакомых (89,7%), а также на остановках общественного транспорта (88,6%). Более половины населения имеет курящих родственников, каждому пятому постоянно приходится быть пассивным курильщиком у себя дома.

     Одним из основных руководящих принципов деятельности по профилактике табакокурения является формирование в обществе нетерпимого отношения к курению. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что наблюдается тенденция осознания необходимости принятия различных мер, направленных на сокращение курения в обществе.

Многие респонденты воспринимают курение как социально нежелательное явление. Отношение большинства опрошенных к курению окружающих можно определить как неодобрительное.

Каждый второй участник опроса выступает за ужесточение законодательных мер в борьбе с курением. Наиболее действенными в борьбе с курением респонденты считают меры нормативно-правового регулирования: запрещение курения в общественных местах (32,7%), запрещение рекламы табачных изделий (27,7%), увеличение цен на них (26,7%), ограничение времени и мест продаж (23,8%), полный запрет табакокурения на законодательном уровне (21,3%) и др.

Уже много десятилетий табачные компании применяют изощренные методы вовлечения молодежи в употребление табачной и никотиновой продукции и тратят на это значительные ресурсы: от дизайна продукции до маркетинговых кампаний, призванных обеспечить приток новых, молодых потребителей на смену миллионам людей, ежегодно умирающих от связанных с табаком болезней.

Как производители табачных и никотиновых изделий манипулируют молодежью?

  • использование в составе табачных и никотиновых изделий привлекательных для молодежи ароматических добавок, например, с запахом вишни, жевательной резинки и сахарной ваты, отвлекающих внимание от рисков для здоровья и служащих поводом попробовать такие изделия;
  • стильный дизайн и привлекательная форма изделий, которые легко носить с собой и можно принять за что-то другое (например, если изделие имеет форму флеш-карты или конфеты);
  • продвижение якобы «менее вредных» или «более чистых» альтернатив традиционным сигаретам при отсутствии объективных научных данных в обоснование таких утверждений;
  • стимулирование сбыта табачных и никотиновых изделий в рамках соглашений со знаменитостями/лидерами мнений (например, в Инстаграме) и конкурсов, спонсируемых брендами;
  • маркетинг в часто посещаемых детьми магазинах розничной торговли, в том числе путем размещения продукции вблизи кондитерских изделий, снеков или прохладительных напитков для обеспечения их заметности в зонах, где часто находятся молодые люди (сюда также относится предоставление магазинам рекламных материалов и торговых витрин);
  • поштучная продажа сигарет и других табачных и никотиновых изделий вблизи школ, удешевляющая и упрощающая доступ учащихся к табачной и никотиновой продукции;
  • скрытая реклама табачной продукции в кинофильмах, телепередачах и онлайновых потоковых трансляциях;
  • размещение в местах, часто посещаемых молодыми людьми, автоматов по продаже сигарет с ярким рекламным оформлением и демонстрацией пачек и создание мотивов для нарушения правил в отношении сбыта такой продукции несовершеннолетним и др.

     Во Всемирный день без табака мы призываем всех активных сторонников борьбы против табака принять меры для защиты этих возрастных групп, организовав проведение кампаний и мероприятий, направленных на все сферы общественной жизни, чтобы сформировать у следующего поколения молодых людей способность устоять перед соблазном попробовать табак и уверенно двигаться в устойчивое будущее без табака.

 

Отдел общественного здоровья
УЗ «МОЦГЭиОЗ»

В подготовке информации использованы материалы Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения.

 




Центральная районная больница г.Осиповичи




8(02235) 26-2-76


Если Вам необходима срочная медицинская помощь, позвоните по номеру и мы быстро ее Вам предоставим.




© 2013-2020 Центральная районная больница г.Осиповичи